Технически, по строению, разновидности мрамора разделяются на 4 группы:
1) Простой мрамор — чистый кристаллический известняк, иногда с примесью окрашивающих веществ, угля или железной охры. Сюда относятся: а) белый мрамор, б) черный, в) красный и г) желтый.
2) Брекчии или брекчиевые мраморы — породы, состоящие из обломков, обычно окрашеных в разные цвета, сцементированных одноцветной основной массой мрамора. Для различения брекчий в большинстве случаев руководствуются их окраской, например «violetta antica», «breccia pavonazza» и проч. Псевдо-брекчиями называются мраморы, пронизанные прожилками так, что кажется, как будто они состоят из сцементированных обломков.
3) Составные мраморы, не являющиеся чистыми известняками, содержащие в виде гнезд или жил включения посторонних минералов, хлорита, серпентинита, талька, и т. д. Бывают сходны с брекчиями.
4) Раковинные мраморы, состоящие из раковин моллюсков, сцементированных известковой массой; раковины при этом распределены неравномерно.
Также мраморы можно разделить на три главных вида:
1) Одноцветные мраморы — белые, черные, красные, серые, желтые и зеленые;
2) Мраморы жилковатые, ленточные, пятнистые и волнистые;
3) Брекчии, состоящие из различных обломков, спаянных цементирующей основной массой.
БЕЛЫЙ МРАМОР
Как известно, для ваяния и пластики белый мрамор является самым подходящим материалом, в нём прочность сочетается с нежностью, а чистая белизна кажется одухотворенной таинственной жизнью. Для фигурной скульптуры с древних времён использовался как правило только белый мрамор, хотя в античное время скульптуры делались и из многих других сортов.
Белый каррарский мрамор, который добывали в Апуанских Альпах окружающих город Каррару (возле Массы), в километрах 20 от Средиземного моря, был открыт в царствование Августа. Римляне называли его «marmor lunens» по имени соседнего города Luni. В древние времена этот ценный камень разрабатывался в трех выходящих к Карраре долинах — Колонната, Фанти-Скритти и Торано. Наиболее ценятся сорта: polvaccio, bettogli и crestola. Низшие сорта называются «marmo bianco chiaro» первого и второго сорта, они применялись в основном для памятников и для архитектурных работ. Также получил большое распространение и темносерый каррарский мрамор «bardiglio». Высокая цена этих трех знаменитых статуарных мраморов допускало их применение для художественно-скульптурных работ, а для архитектурных украшений они применялись лишь в редких случаях.
Несколько ниже чисто-белых ценятся мраморы с легкой голубоватой жилковатостью и менее чистого оттенка, причем их ценность понижается в зависимости от степени жилковатости и чистоты.
ЧЕРНЫЙ, ЦВЕТНОЙ И ПЕСТРЫЙ МРАМОР
Черные и цветные разновидности мрамора, — одноцветные черные, красные, зеленые и желтые, либо многоцветные с красивым рисунком в виде жилок, пятен или вкрапленных обломков, — пользовались особенным предпочтением у греков и римлян. Римляне так высоко ценили этот мрамор, что запрос на него превышал добычу известных в то время каменоломен, и при императоре Клавдии начали, по словам Плиния, прибегать к искусственному окрашиванию белого мрамора, а при Нероне достигли умения придавать ему пятнистую окраску. Во все времена империи в Рим ввозилось большое количество пестрого мрамора для отделки зданий, причем окраска и сорт в большой степени зависели от колебаний моды. Подобное явление наблюдалось уже ранее в Греции и там всегда цветные камни пользовались популярностью.
Черные мраморы с белыми жилками также были известны уже в древности, например «nero d’Egitto» и «bianco in nero», а также черный с бeлыми полосками «nero е bianco». Интенсивно черный мрамор с белыми пятнами и полосками (noir jaspe et strie de blanc) носит у французов названиe «grand antique». Античными черными с примесью других цветов являются мраморы, прозванные впоследствии «Africanо antiсо» — черный с красными и белыми пятнами и «di Porto Vеnere» (возле Специи) — черный с желтыми жилками. В XVIII в. на рынке появилось несколько новых пород, быстро выделившихся в художественном производстве, — таков упоминаемый в французских описаниях 1765 г. «portor» или «porte-or». Это черный, иногда иссиня-черный, мрамор, обычно с белыми и серыми жилками, но также оранжево-желтыми блестящими жилками, чем и объясняется его название. Он был известен уже древнему Риму. Во второй половине XVIII в. появился бельгийский черный, или очень темный серый, мрамор с белыми пятнами и жилками «lе Sainte Anne», особенно охотно применявшийся для каминов и столов. В то же время во Франции, судя по записям 1780 г., часто применялся черный мрамор с темно-зелеными и серыми пятнами и тонкими волнообразными жилками «vert de mer». В Италии неоднократно встречалась черная брекчия с белыми, серыми, голубыми либо зелеными и бурыми обломками, носившая название «africano». Также нужно упомянуть еще о черном раковинном мраморе с белыми включениями, носящем название «саванного».
КРАСНЫЙ МРАМОР
Античному миру, ценившему красный мрамор, известны были многие сорта, обозначаемые под названиями, данными им впоследствии. Таков одноцветный красный тайгетский мрамор. Таковы применявшиеся в древнем Рим красные мраморы - с белыми пятнами: «mane olato», «di Porto Santo non fiorito» и «purichillo», с белыми колечками «rosso annulato», с черными пятнами или же точками, привозившийся тогда из Египта «rosso anlico», сицилианский с белыми и зелеными ломаными жилками «яшмовый мрамор», и буровато-красный с белыми пятнами «occhio di pernice». За средние века и время до конца XVIII в. художественная промышленность обогатилась целым рядом новых, зачастую очень красивых красных разноцветных мраморов. Из них первое место занимал «Serancolin» или «Sarancolin», — один из наиболее декоративных мраморов; он состоит из красных, серых и филетовых волн (coulees). В 18 веке этот великолепный мрамор был излюбленным для плит на мебель и часто упоминается во французских инвентарях. Находили его в Пиринеях возле Саранколина, а обрабатывали в Bagneres de Bigorre в многочисленных гранильнях и ввели в моду при Людовике XIV. Наряду с этим, был популярен еще другой французский мрамор «couleur incarnat, fouette et jaspe de veines grises et blanches» (красный с серыми и белыми пятнами и жилками) и «Languedoc», применявшийся преимущественно для колонн, притолок, верхних плит для мебели, и т. п., а в в девятнадцатом веке для каминов.
К той же группе красных пятнистых и пестрых мраморов принадлежат и известные под названием «griotte». Тут различали «la griotte dite d’ltalie» (тоже «Aveyron») — красный мрамор с черным рисунком и маленькими белыми пятнами, носившими назваше «oeils de perdrix», и «lа griotte de Flandre» очень темного красного цвета с белыми полосами неправильного рисунка. Оба сорта «гриотта» появляются только в 17 веке и играют видную роль в декоративном искусстве. Сюда же относится красный с белыми пятнами французский мрамор «Narbonne». У всех этих мраморов красные или красно-бурые части образованы сильно изогнутыми слоями глинистого сланца, лежащего волнистыми полосами между чечевицеобразными участками известняка, обычно серого или желтоватого. К этой группе ещё принадлежит розовый мрамор с крупными красными и мелкими нежно зелеными (petites mailles) жилками «le саmpan melange», находимый также в Пиринеях, и «lе rouge royal» — красный с серым и черным рисунком, тоже французского происхождения.
В 17 веке для архитектурных и мебельных работ ценился раковинный мрамор цвета красного вина, усеянный множеством мелких пятнышек, желтых, желтовато-серых и белых, кристаллического строения. Особенно ценился испанский брокатель из Тортозы, почти сплошь состоящий из обломков мелких раковинок. Немного похожий на брокатель, мрамор темного цвета с оранжевыми раковинами встречается возле Астрахани. Наконец, в Италии добывался еще очень темный красный мрамор с легкими черными и белыми жилками «levento».
Самый красивый из всех современных красных мраморов — аммонитовый тирольский; его залежи уже давно разрабатываются. Из поздних красных мраморов нужно еще назвать: мрамор из Верноны и Ривьеры; чисто-красный из Lorthlong и пурпурный из Tipperary в Ирландии, алый с вкрапленными зелеными кристаллами авгита из Tiree в Шотландии, красные мраморы Бельгии, Скандинавии, Рейнской провинции и Зальцбурга.
ЗЕЛЕНЫЕ МРАМОРЫ
Зеленые мраморы, или такие, где зеленый цвет преобладает, были известны тоже уже в древности. В Греции ломки зеленого мрамора находились в Лаконии, в античные времена очень красивый мрамор добывался на о. Сире, а зеленоватый на о. Тинос возле мыса Колонна; эти залежи были вновь открыты в 1845 г. В древнем Риме были известны зеленый с белыми полосками «carystium» и желтовато-зеленый, впоследствии названый «verde pagliocco». В генуэзском крае еще сыздавна разрабатывался зеленый мрамор, там же находили еще великолепный зеленый мрамор с черными пятнами, впоследствии названный «verde antico»; в XVIII в. он в большом количестве вывозился во Францию, где был излюбленным в художественной промышленности и в описях 1752—1795 годов упоминается очень часто. Он состоит из известняка с прожилками из серпентина (змеевика). Под названием «verde d’Egitto» известна зеленая брекчия с красными и желтыми обломочными включениями, состоящими из диарита, порфира и гранита при основной массе диаритового характера. Особенно популярен во Франции в 18 веке был мрамор из долины Cаmраn в Пиринеях «le vert Саmраn»: это светло-зеленый мрамор с темно-зеленым рисунком и серыми жилками. Зеленовато-бурый мрамор с желтовато-белыми и красноватыми пятнами, также называемый «Саmраn», является его разновидностью.